Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Categories:

О мести

Один мой друг-чеченец, не раз сдерживая меня в некоторых ситуациях, говорил при этом: "Месть - это такое блюдо, которое подают холодным". Ни он, ни я не знали, кто автор этого крылатого высказывания, но оно мне понравилось.

Принято считать, что кровная месть - удел восточных народов. Не знаю, что говорится на этот счет в Коране. Подозреваю, что если не поощряется, то и не осуждается. Но вроде как христианам не пристало об этом даже думать. По-христиански следует подставить вторую щеку. Мстить за тебя будет Господь. "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья." (К римлянам, 19-20). Странная логика, но допустим.

У иудеев тоже есть заповедь: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19.18) Хотя тут некая закавыка: речь о "сынах народа твоего", т.е. сынам других народов вроде как мстить можно. К тому же именно в книге Левит сформулирован известный принцип мести "око за око, зуб за зуб": "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле, так и ему должно сделать." (Левит. 24, 20)

И хотя Ветхий Завет одинаково почитается и иудеями, и христианами (за вычетом протестантов), с книгой Левит открыто полемизирует Иисус: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Ев.от Матфея, 5, 38-41) И далее известное: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас..." (43-44)

С той поры прошло два тысячелетия. Если раньше наказание за причиненное тебе зло было передоверено исключительно богу, то теперь, и уже достаточно давно, в дело вмешалось государство. Оно говорит: не беспокойся, дитя мое, я все сделаю, зло будет наказано, ты будешь отомщен. Более того: только я могу наказать твоего обидчика. Ты - ни-ни. А если сам накажешь, то будешь считаться таким же преступником. Потому что право на насилие - у государства, и только у него.

Но что делать, если государство не торопится выполнить свое обещание? Или даже отказывается выполнить? Пойти по стопам Виталия Калоева? Или все же дожидаться, когда отреагирует Всевышний?

Однако даже в набожной католической Италии существовала и столетиями процветала такая вещь, как вендетта - та самая кровная месть, за которую мы осуждаем "неразвитые" народы. Говорят, на Сицилии и Сардинии вендетта и сейчас - обычное дело.

Можно вспомнить и реакцию обычного русского человека на поступок Калоева. Безо всяких соцопросов можно уверенно сказать: поголовное одобрение. Да и не могла быть другой реакция в стране, где правосудие отсутствует, а любой представитель "правоохранительных" органов презираем. В такой стране надежда может быть только на себя.

Так что в принципе вопрос не в том, мстить или не мстить. Вопрос у нас должен стоять иначе: как мстить? в каких случаях мстить? когда мстить? (т.е. какое должно быть блюдо - остывшее или горячее).

В условиях нашей политической системы, нашего уклада жизни месть - вполне реальное и даже необходимое средство борьбы с несправедливостью. Потому что мы не можем надеяться на государство, а надеяться на бога - это надо очень сильно в него верить, сильно настолько, чтобы посвятить ему жизнь, уйти в монастырь и закрыться там от окружающего мира.

Конечно, обычай кровной мести не следует перенимать. Почему за твой поступок, если ты сумел избежать наказания, должны отвечать твои родственники? Это неправильно. Но если майора Евсюкова после того, как он выйдет из тюряги (а я не сомневаюсь, что рано или поздно он из нее выйдет) однажды ухлопают из проезжающего мимо автомобиля, это будет справедливо.

Так что самое трудное, на мой взгляд, - дождаться, когда блюдо остынет. Вот это действительно задача.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →