Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Categories:

Что цензор должен знать об оперетте (Инструкция Главреперткома)

г. Москва

1 февраля 1926 г.

Секретно
Циркулярно
Всем Гублитам и Облитам
Копии – Главреперткомам при Главлитах НКП ССР

За последнее время с мест поступают запросы о тех или других оперетках, а также просьбы о снабжении мест целыми списками разрешенных и запрещенных оперетт. ГРК считает нужным дать по этому поводу следующее разъяснение.
Старая оперетта, как наиболее яркое вырождение буржуазного театра, является у нас только терпимым жанром, – и чем скорее она исчезнет в РСФСР, тем лучше. Не случайно поэтому и то, что массовый постоянный зритель опереточных спектаклей принадлежит к тем общественным прослойкам, которые разумеются под кличкой «накипь НЭПа».
Как правило, все оперетки пошлы и глупы, а по содержанию глубоко чужды нашему сознанию. Но поскольку в них нет явного политически-контрреволюционного момента и поскольку новой советской оперетты еще нет, запрещению они не подлежат. Выбор же из них делать чрезвычайно трудно. Вот почему ГРК до сих пор воздерживался от исчерпывающих списков оперетт, а ограничивался одним примерным списком, разосланным 25.VI.-24 г. за № 305 по которому местам и надлежит ориентироваться.
Вместе с тем оперетка является жанром, в котором текст играет решающую в спектакле роль. Местам поэтому особенно пристально необходимо следить, чтобы в спектаклях не было уклонов в порнографию или (в т.н. «отсебятинах», - которые должны быть предварительно процензурованы) контрреволюции.

Начальник Главлита – Лебедев-Полянский
Председатель ГРК – Пельше
Верно: Секретарь Уралоблита – Плишкина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments