Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Category:

Цветной Чирков

Борис Чирков исполняет песню "На ветвях израненного тополя" на стихи Алексея Суркова. Из первого советского полнометражного цветного кинофильма "Иван Никулин - русский матрос" (1944).



Фильм был снят по разработанному в СССР методу цветоделённого негатива, который в дальнейшем не применялся, поэтому вплоть до 1997 года картина была известна как чёрно-белая. Впервые в цветном виде Госфильмофонд показал фильм в 1997 году на кинофестивале архивного кино "Белые столбы".

Из рецензии В.Сухаревича («Советское искусство» от 5.04.1945г.):

"Как истинные художники, авторы первого советского трехцветного фильма «Иван Никулин - русский матрос» создали произведение, где сюжет – не повод для того, чтобы показать цвет, а средство реалистического повествования, где яркая палитра новых для нашего экрана красок должна углублять романтические образы, идеи, характеры, усиливать эмоциональное, поэтическое звучание темы...
Перед режиссёром этого фильма стояли необычайно сложные задачи. В трудные военные времена, с несовершенной аппаратурой студии, без опыта, экспериментируя, учась и обучая, Игорь Савченко создал фильм в абсолютно новой для нашего кинематографа технике.
Её возможности и достоинства принесли фильму новые замечательные качества. Не только свет, но и цвет стал помогать в поисках наиболее совершенной композиции кадра. Живее, материальнее стало всё, что мы видим на экране.
Но было бы во вред новому делу не отметить дефекты цветной техники, вполне естественные на первых порах. Прежде всего это некоторая олеографичность изображения, особенно в общих планах и пейзажах. В них преобладает однотонность, зеленовато-коричневая гамма. Утратив некоторые достоинства перспективы фотографической, мастерства трехцветных съемок еще не овладели живописной перспективой. Поэтому нелегко определить в кадре точку сходства, и часто первые планы кажутся прижатыми к экрану. Все это происходит оттого, что свет и цвет не приведены в гармонию, и сила света направлена на то, чтобы выявить, подчеркнуть цветовое пятно, а не на то, чтобы примирить его с окружающим, придать ему мягкость и естественность, близкую к натуре. И не случайно лучшей по цвету является та часть фильма, где показана откровенно условная и олеографическая, выдержанная стиле народного лубка вставная сказка (рассказ Папаши).
У советского цветного кино – огромное будущее".


В принципе разработки советских технологов по трехцветному кино оказались тупиковыми. А после 1945 года работы вообще были прекращены. Нужды не было: в страну попало огромное количество трофейной немецкой пленки AGFA. Благодаря немецкой пленке советское послевоенное кино стало цветным.
Subscribe

  • Вечный огонь и вечный идиот

    "Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин взял на контроль доследственную проверку инцидента с отдыхавшими у Вечного огня школьниками в…

  • Каблуки

    Дмитрий Киселев возмущен американской журналисткой, задавшей Путину несколько неудобных вопросов 13 октября: - Хэдли к встрече с Путиным очень…

  • У газетного киоска

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments