Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Про "Жизнь и судьбу"

Прочитал три разных точки зрения на сериал "Жизнь и судьба". Если вы фильм смотрели, а еще и книгу в свое время читали, тогда must read. Все трое авторов рецензий в свое время были у меня в журнале "Столица" обозревателями, так что издавна отношусь к их мнению с большим вниманием. Тем более если рецензируемый фильм их так сильно задел, как в данном случае.

Денис Горелов

Дмитрий Быков

Леонид Радзиховский: 1 и 2.

Я тоже, признаюсь, начал смотреть фильм с некоторым предубеждением, поскольку предварительно прочитал интервью со сценаристом и режиссером, в которых они откровенно признавались, что будут лепить из Гроссмана нечто новое, свое. И подумал: наверное, главное выкинут. Но слепили-то совсем неплохое кино. Вся-таки литература и кинематограф (тем более телевизионный) - совсем разные области искусства, и заменить одно другим невозможно. И перевести с языка книги на язык экрана без потерь все равно бы не получилось. Да и нужно ли было переводить?

Вот буквально на днях показывал своим гостям "Под солнцем Тосканы" - голливудскую как бы экранизацию одноименного бестселлера Фрэнсис Мэйс. Кроме географического адреса, где происходит действие картины, казалось бы, вообще ничего общего с книгой. Но и то, и другое имеет право на существование. И я бы посоветовал и прочитать, и посмотреть, - одно другое дополнит.

И если кто-то, после просмотра сериала Урсуляка, захочет прочитать книгу В.Гроссмана, - разве это плохо? Урсуляк показал нам не все, это правда. Но он и не показал того, чего у Гроссмана нет. Удержался от этого, хотя от него, наверное, ждали.

Мне вспоминается в связи с этими спорами другая экранизация Гроссмана - "Комиссар" Александра Аскольдова. Вот уж кто работал в условиях гораздо более сложных, чем авторы нынешнего телесериала. И заказчики были намного свирепее. Так вот Аскольдов на материале нехитрого гроссмановского рассказа "В городе Бердичеве" развернул невероятной силы и глубины повествование, затронув самые сложные, метафизические стороны бытия. То есть тоже ведь самовыразился по полной, использовав литературный материал по своему усмотрению.

Но я бы удержался от заявлений, что вот Аскольдов оказался выше Гроссмана, а Урсуляк - ниже.

Режиссер имеет полное право, оттолкнувшись от первоисточника, создать свое произведение в своем жанре. Когда делался "Комиссар", там все сошлось вместе: и несомненный талант молодого режиссера, и таланты актеров (Н.Мордюковой и Р.Быкова), и талант композитора - Шнитке. Кино - это коллективное искусство. И что ж удивляться тому, что в телевизионной "Жизни и судьбе" вклад Гроссмана оказался не больше вклада, допустим, актера Антона Кузнецова, или Маковецкого, или Балуева. Гроссман тут лишь соавтор, не больше.

Отсюда вывод: читайте книги, господа. А если не читаете - не сетуйте, что по телевизору вам ее не прочитали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments