Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Categories:

Антикризисный продукт

В пиццериях Италии ощущается нехватка примерно 6.000 мастеров изготовления пиццы, даже при безработице последнего времени найти квалифицированных пиццайоло не просто. Об этом сообщается в отчете Итальянской федерации общественных предприятий (FIPE), входящей в Национальную торговую конфедерацию. Всего в Италии работают около 50 тысяч пиццерий, хозяева которых, как минимум, в одном из пяти случаев вынуждены нанимать неквалифицированный персонал. В 80% профессиональные пиццайоло требуются в небольшие пиццерии.
Из этого же отчета следует, что пицца продолжает выступать антикризисным продуктом, так как ее стоимость в пиццерии, если ограничиться только пиццей и напитками, составляет от 7 до 11 евро. 75% итальянцев употребляют пиццу за ужином, еще 8% предпочитают это блюдо к завтраку.


ОТСЮДА

Подтверждаю. В нашей местности тоже просто взрыв популярности дешевых общепитов. На фоне общего закрытия мелкого и среднего бизнеса, когда буквально пустеют оживленные еще вчера торговые улицы небольших городов, пиццерии не закрываются нигде, напротив, процветают и открываются новые. Одна открылась вместо продуктового магазина, другая вместо зоомагазина, еще три на пустом месте. Одну открыли прямо против школы, там часами сидят, болтают ногами школьники. Мы как-то посидели втроем - три половинки пиццы плюс три холодных чая через трубочку - общий счет пять евро.

Отток из более дорогих заведений заметен глазу, но изменить своей привычке по вечерам, особенно в пятницу и по выходным, выходить куда-то с семьей итальянцы не могут. Просто делают это более экономно. Люди из заведений среднего уровня перемещаются в заведения низшего, а из заведений самого высокого - в средние, так что и те не в накладе.

Вообще пропагандируется много антикризисных мелких, но ощутимых для семейного бюджета вещей. Например, у нас в коммуне, и даже в соседнем традиционно зажиточном Монтекатини предприняли одну и ту же акцию: почистили и снабдили фильтром старый источник и устроили торжественную акцию - открытие: выступил мэр, пустили в небо шары. А все только потому, что вода в водопроводе питьевой не считается, и люди привыкли покупать в супермаркетах батареи двухлитровых бутылок с водой. Вода из магазинов стоит копейки, но все же стоит что-то. В газетах подсчитали, что, отказавшись от этой привычки, семья может сэкономить несколько сотен евро в год. Мэр призвал всех ходить за водой к источнику (он обычно со времен средневековья в центре города, сейчас его дооборудовали, крышу сделали).

Или людям объясняют, что выгоднее не брать целлофановых пакетов в супермаркетах, а приходить со своими авоськами. В газете была заметка: не беря пакетов, вы экономите 150 евро в год, а ведь на эти деньги вы можете купить три пары детской обуви. Практически все турагентства стали работать в кредит: покупаешь путевку, отдыхаешь, а за нее снимают понемножку со счета весь год. Дифференцировали тарифы компании, поставляющие коммунальные услуги. Например, водопроводчики прислали целую брошюру, предлагая выбрать один из двенадцати тарифов (стоимость воды разнится от времени года, от времени суток, и может быть совсем небольшой, если пообещаешь потреблять ниже определенного уровня; при превышении - скачок цены; и так далее). Для удобства выбора прислали разблюдовку за два года: сколько конкретно мы воды потребляли по ночам, летом и так далее. Огромная таблица с анализом. Я, конечно, разобраться не смог, но кто-то, уверен, сидит часами, изучает на сон грядущий. Люди перестали поливать из водопровода, почистили старые колодцы и бросили туда насос. Я тоже так сделал.

Все чаще на крышах отсвечивают панели солнечных батарей: в Италии электроэнергия дороже в полтора раза, чем во Франции из-за того, что они закрыли атомные электростанции (последний референдум по поводу судьбы атомной энергетики прошел уже во время кризиса, но народ своего мнения не изменил - АЭС все еще под запретом). В больших домах в зимний период стали закрывать большую часть дома и всем кучковаться в двух-трех комнатах, чтобы не тратиться на отопление. И даже там предпочитают одеться потеплее, но отопление включать только на ночь. Причем делают это отнюдь не бедняки. Просто это считается хорошим тоном.

И вообще признаться в том, что ты стал меньше зарабатывать, стал хуже жить и так далее, - в Италии (в отличии от Америки, скажем) не зазорно. Люди охотно делятся друг с другом способами дешевой жизни, рецептами недорогих блюд. Такие рецепты печатаются в журналах и появилась популярная программа по ТВ. Там бабушки якобы вспоминают, как малой кровью они кормили семьи во время кризиса пятидесятых годов. То, что рецепты сообщаются те самые, как-то сомнительно, но "дешевая кулинария" стала даже модным делом. В журналах, помимо перечня ингредиентов, теперь пишут общую стоимость будущего блюда, исходя из стоимости входящих в состав продуктов.

Супермаркеты прочувствовали тренд, и теперь треть примерно ценников - черные, то есть якобы со скидкой по случаю той или иной оказии. Люди покупают только со скидкой. Видит сегодня человек дешевый соус - берет не одну, а три бутылки, потому что завтра скидка на него кончится, но будет, например, на орехи. Значит, надо будет взять орехи впрок. Для продуктов длительного хранения на выходе стоят контейнеры - это для бедных. Многие бросают туда консервы всякие, потом это как-то распределяется среди неимущих. Еще неподалеку я заметил большой контейнер для ненужной одежды и обуви. Просят бросать чистое, постиранное. Это увозят, разбирают где-то, и потом тоже раздают кому-то.

Очень распространились прямые закупки сельскохозяйственных продуктов. Едут за город к фермерам, набивают себе багажники овощами и фруктами, привозят большие бутыли оливкового масла, красного вина. Стали выращивать что-то дома, буквально на подоконниках, как у нас в советские времена. Продавцы семян и рассады процветают. Гуляю с собакой и вижу, как сейчас, весной, люди увеличивают себе площади огородов, иногда жертвуя газоном.

Я уже как-то писал о синьоре Аве, древней старухе, у которой на нашей улице пиццерия с незапамятных времен (она гордится, что ее дровяная печь, как домна, не выключалась даже во время войны). Когда мы приехали почти пять лет назад, ее заведение находилось в упадке, утратило вывеску, заросло грязью снаружи и внутри, Аве уволила официантов и поваров и оставила в своем меню только несколько разновидностей пиццы. Но с упорством маньяка Аве делала себе прическу и стояла весь вечер в чистом фартуке у печи, иногда К ней заходили только старожилы, просто чтобы поддержать и бабуля не склеила ласты. Старуха отважно работала без кассового аппарата, но что, конечно, все закрывали глаза. Узнав, что к ней заглянули русские, он с надеждой бросилась к нам: "Купите у меня пиццерию! И дом! Купите всё!" Стала жаловаться, что она уже старая, сын бездетен, внуков нет, оставить не на кого и так далее. Ну раз русские - понятно... За эти годы мы туда иногда наведываемся, и видим, как с развитием кризиса заведение синьоры Аве постепенно возвращает себе человеческий вид. Вернулся официант, пришел повар, расширился ассортимент. Люди сидят. На праздники вообще аншлаг, были расконсервированы помещения, куда давно не ступала нога человека. У синьоры Аве тут же прекратились боли в спине, она снова как огурчик (ей, наверное, лет девяносто, не знаю), хотя весь вечер она на ногах у своей доменной печи. Вот что кризис очистительный делает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →