Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Categories:

Сталин смотрит кино-4

КРАТКАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ с т. СТАЛИНЫМ ПРИ ПРОСМОТРЕ 16.II-35 г. ФИЛЬМА "КРЕСТЬЯНЕ"

(Начало 22 ч. 49 м.)

В ходе просмотра все молчали, смотрели напряженно.

Сильно смеялись в четырех сценах: фотографирования, состязания в еде пельменей, баня и стрижка бороды.

В начале показа Сталин и др. выразили неудовольствие, что "люди не слушают и по-прежнему продолжают злить зрителя множеством вступительных надписей". Просили председателя Госкино Б.Шумяцкого вырезать титры.

После просмотра начался обмен мнениями.

И.В.Сталин.
Хорошая штука, сильно действует. Сильно со смыслом передана речь над трупом. Роль партийного руководства показана исключительно ярко и хорошо.

Л.М.Каганович. Умно ведет актер роль начальника политотдела.

И.В.Сталин. Да, хорошо. Но не один он. А разве Варвару, кулака и Егора плохо играют. Есть у Егора какой-то налет театральности, но это сглаживается большим смыслом вещи. Здорово играет актриса роль Варвары. Она дает яркий образ новой колхозной женщины. Непонятно только, почему нач. политотдела собирается вместе отвечать. Это только в переносном смысле так. Ему надо бы сказать Егору - эх мол, не ожидал, чтобы ты бедняк стал плясать под кулацкую дудку. Затем второе - надо, чтобы на выстрел кто-то пришел, лучше помполит, чтобы выстрел приобрел характер сигнала и чтобы кулак не просто исчез как в фильме, а чтобы ясно было возмездие. Это ведь нетрудно сделать.

Б.Шумяцкий. Да, сравнительно нетрудно. Конечно, этими двумя поправками эта хорошая вещь еще более усилится.

И.В.Сталин. Получится замечательная!

Л.М.Каганович. Хорошо ли, что нач. политотдела ударил колхозника?

И.В.Сталин. Он ведь не драться полез, а предупредить кровавую свалку. Это неплохо.

В.М.Молотов. А хорошо ли, что он, прощаясь с Егором, пожимает ему руку.

И.В.Сталин. Это неплохо. Не следует только давать фразу о том, что вместе будем отвечать. Тут нужно сыграть на другом, на известном наставничестве, что, мол, не ожидал, чтобы бедняк так прошляпил и сделался орудием кулака.
Если сцену с выстрелом и разоблачением сделать более мотивированной и менее символичной, созерцательной, тогда и конец станет более осмысленным, обеспечит возможность артистам не только переглядываться, но и играть в движении.

Л.М.Каганович. Очень медленно развиваются некоторые сцены.

В.М.Молотов. Да, это есть.

И.В.Сталин. Это их старый грех.

А.И.Микоян. Картина, конечно, хорошая, но с кулаком действительно неясно, как он сюда попал и что с ним стало.

И.В.Сталин. Попасть мог так, что его прислал трест. Оттуда ведь не однажды посылали непроверенных людей. А ведь то, что он как-то в конце сгинул, нехорошо. Можно подумать, что и на этот раз он ускользнул и избежал кары.

Б.Шумяцкий указывает, что, конечно, указанные неясности могут возникнуть у зрителя. Думаю, что небольшими доделками мы их устраним. Темп же движения некоторых эпизодов не ускоришь. Он (темп) - в природе крестьянской темы фильма.

В.М.Молотов. Ну, это понятие слишком субъективное и спорное. Мы весь уклад деревенской жизни перевернули. Деревня тем и отличается сейчас, что там идет смена форм хозяйства и темпов. А вы почему-то держитесь старых взглядов на деревню.

И.В.Сталин. Это потому, что Шумяцкий в деревне не был. Отсюда - отзвуки бунинского взгляда на "косотяпство" деревни, на медлительность темпов ее жизни и поступков людей. Вам (Шумяцкий) и вашим художникам обязательно надо больше бывать в колхозах, на заводах. Встречаться с заводскими и колхозными людьми, и тогда многое станет вам более ясным. Ведь мы же не охаиваем вашу работу: фильму сделали очень нужную, хорошую. Представьте себе, как бы она выглядела, если бы все эти отдельные ее недочеты были Вами предупреждены.

Б.Шумяцкий. Отдаю себе отчет в этом. Знаю, что деревню, да и заводы последнего времени мы, в особенности я как руководитель ГУКФ, знаю недостаточно. Однако бунинизмом я никогда не страдал, даже отдаленно.

И.В.Сталин. Ну, это ведь было сказано фигурально. Ведь картину-то мы приняли хорошо, а если критикуем кое-что, то на пользу дела.

Б.Шумяцкий. Я в этом уверен и очень благодарен за хорошую оценку нашей работы. Ведь не скрою - мы делали ленту в трудных условиях, когда с нами многие беспринципно боролись по другим нашим крупным фильмам, а к этой относились более чем равнодушно.

И.В.Сталин. Дескать, сделаешь хорошо - по плечу похлопаем, а плохо - первые разругаем, благо это будет обоснованно. Есть у нас такие люди.

Б.Шумяцкий. Было бы очень полезно вызвать режиссера и его ближайших товарищей и переговорить с ними. Они ждут звонка.

И.В.Сталин. А удобно ли, время позднее, люди, наверное, измучились, устали, а мы их еще разговорами доймем.

Б.Шумяцкий. От таких разговоров получается только новый прилив энергии и сил, новая зарядка.

И.В.Сталин. Всегда ли?

В.М.Молотов. А не займет ли их вызов много времени?

Б.Шумяцкий. Максимум 10 минут. А пока я покажу вам американскую цветную картину.

И.В.Сталин. Ну хорошо, вызывайте. Картина хорошая, и разговор будет неплохой.

Сговорились о составе вызываемых двух товарищей - начали просмотр "Кукуродша".

После этого Шумяцкий представил тт. Эрмлера и Черняка. Началась беседа.

И.В.Сталин.
Вот просмотрели вашу картину. Крепко и хорошо сделана. Особенно если в двух местах немного поправить. Не знаю, не сложно ли это. Первое, чтобы на выстрел кто-то прибежал. Иначе как-то одиноко. Второе, нельзя ли последнюю сцену прощания бедняка с Николай Мироновичем сделать четче. У вас выходит, что они оба ответ должны держать.

Эрмлер. Я представляю дело так, что начальник политотдела обязан отвечать за ошибочный путь в колхозе бедняка.

И.В.Сталин. Конечно, в известном смысле да. Но не так же, чтобы человека чуть не убили, а он ставит себя на одно место с человеком, который его пытался и лишь случайно не убил. Это уже преувеличение. Надо бы, чтобы Ник. Мир. сказал бы ему хотя бы так: не ожидал я, что ты станешь действовать по указке врага.

Эрмлер. Это нетрудно исправить.

И.В.Сталин. Куда девался кулак, также не ясно, ведь можно допустить, что и сбежал.

Эрмлер. Ну, его путь ясен, с ним прикончено.

И.В.Сталин. Нет, не ясно. Был человек и не стало, да человек-то какой настойчивости. Тут вы символикой хотели отделаться.

Л.М.Каганович. Я ведь даже думал в начале, что кулак-то дед Анисим, до того он кажется подозрительным.

И.В.Сталин. Это неплохо, что зритель вначале путается, интригуется - кто, мол, враг? Но дело в том, что, когда уж враг раскрыт, народ требует ясности отношения к нему, требует мер защиты от подрывной работы, от террористической деятельности. А вы прибегли к символике. Это не годится.

Эрмлер. Мне казалось, раз он разоблачен, приперт к стене, то о судьбе его не может быть и речи.

Л.М.Каганович. А как бы вы поступили в этом случае?

Эрмлер. Тут бы его и прикончил.

И.В.Сталин. Нач. политотдела поступил правильно. Он не имел права "кончать" кулака. Это дело суда. Но ликвидация линии кулака как выражение победы над ним в произведении абсолютно необходима.

Эрмлер. Раз эти два эпизода так выглядят в фильме, значит надо немедленно их переделать. А в остальном как?

И.В.Сталин. Очень сильный и интересный фильм.

Л.М.Каганович. Ловко сделана сцена с пельменями. Здорово.

Черняк. А как мультипликат - прогулка с ребенком?

И.В.Сталин. Сделан хорошо. Только могут еще подумать, что ребенок мой.

Черняк. Сразу видно, что это лишь мечты Варвары.

Л.М.Каганович. Нет, это выглядит очень приятно и с хорошим смыслом.

И.В.Сталин. Ну, ничего. Мы это переключим на Молотова. Ведь это он говорил, что колхозницы должны рожать богатырей.

Беседа с Эрмлером и Черняком продолжалась около 45 мин.

В заключение И.В.Сталин и др. еще раз благодарили режиссера и его коллектив за хорошую, политически весьма нужную ленту.
Subscribe

  • Подумалось

    Можно предположить, почему задерживаются результаты электронного голосования по Москве. Похоже, с самого верху спущено указание, что не должно быть…

  • Спокойной ночи

  • Италия. Коронавирус

    Если кого-то еще интересует тема коронавируса. В Италии сегодня 4.552 новых зараженных, вчера было 5.109, позавчера 4.828. Скончалось 50, вчера 52,…

Comments for this post were disabled by the author