Андрей Мальгин (avmalgin) wrote,
Андрей Мальгин
avmalgin

Category:

Извините, о евреях

holmogor приводит интересную историю про съемки "17 мгновений весны":

"Директором фильма был Ефим Лебединский, который на роль статистов - тех же эсесовцев, охранявших штаб-квартиру РСХА, - пригласил своих закомых, причем сплошь одних евреев. Консультант из КГБ, который однажды пришел на съемки и увидел этих статистов, внезапно возмутился: мол как это случилось, что в роли эсэсовцев снимаются одни евреи?!
- А вы что, антисемит? - удивилась Лиознова.
- Нет, но вы сами знаете, какие у нас отношения с Израилем. Вот и получится, что мы в своем фильме покажем, что евреев уничтожали такие же евреи, только в гестаповской форме.
Лиознова намек поняла. Она вызвала Лебединского и приказала поменять статистов.
- Как поменять?! Я же им уже заплатил! - возмутился директор.
-Ничего, компенсируешь из своего кармана! - отрезала Лиознова.
Директору пришлось подчиниться. В тот же день с помощью все того же консультанта из КГБ он позвонил в Высшую пограншколу и попросил прислать на съемки десяток рослых курсантов, желательно прибалтийцев. Именно их мы теперь и видим на экране..."
(Ф. Раззаков. Жизнь замечательных времен. 1970-1974гг. Время, события, люди. стр. 340)

А я вспомнил, что был свидетелем абсолютно аналогичного случая. К 40-летию битвы под Москвой, еще при генсеке Л.И.Брежневе, в приготовленном ныне к сносу концертном зале "Россия" задумали большое театрализованное представление. Задумал никто иной, как опальный кинорежиссер А.Аскольдов, фильм которого "Комиссар" за 15 лет до этого положили на полку и больше не разрешили приблизиться ни к одной киностудии. А тут его вдруг назначили директором этого самого зала "Россия". Меня он позвал в качестве автора сценария и вообще помощника в разных вопросах. И там тоже в какой-то момент (кажется, во время исполнения Л.Лещенко песни "День Победы") было некое очень символическое подобие батальной массовки. И та же история: помреж (а был им, представьте, молодой Дмитрий Крылов, который много позже вел на ТВ передачу про путешествия) одел в гитлеровскую форму одних евреев! Создателя "Комиссара", разумеется, трудно заподозрить в антисемитизме, но как же он орал, чтоб ему срочно нашли русских "гитлеровцев"!
В связи с этим еще вспомнилось. Когда фильм "Комиссар" во время перестройки неожиданно сняли с полки, Ролан Быков, блестяще исполнивший в фильме главную роль местечкового еврея, был поначалу, помнится, совсем не рад и даже пользуясь связями в кругах кинематографистов-перестройщиков вредил как мог, чуть ли не торпедировал посылку фильма на фестивали и т.д. Оказывается, он к тому времени вошел в амплуа положительного коммуниста, играл всяких там красноармейцев, председателей колхозов, рассчитывал на очередное звание и Государственную премию, - а тут такой сюрприз, такое напоминание о национальности... И только когда картина получила "Серебряного медведя" в Берлине и триумфально вышла в мировой прокат, Быков заметно потеплел к фильму, сам стал с удовольствием ездить на кинофестивали, в том числе и в Израиль. Западный пряник оказался слаще отечественного.
А народным артистом он все-таки стал. И лауреатом Государственной премии тоже. И на первой же "Нике" получил приз за лучшую мужскую роль - именно за роль в старом фильме "Комиссар".

Imported event Original
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author