В таких регионах, как Умбрия, Калабрия, Марке, Сицилия, Базиликата за сутки не было зарегистрировано ни одного нового больного. А вот в Ломбардии их было 50, в том числе в Милане 18.
В Неаполе вспыхнул конфликт между мэром города Луиджи де Магистрисом и губернатором Кампании Винченцо де Лукой. Я уже писал, что возмущенный тем, что неаполитанцы после отмены ограничений толпами разгуливают по центру города чуть ли не всю ночь, братаясь, распивая спиртные напитки и не соблюдая социальной дистанции, губернатор издал указ, запрещающий продажу алкоголя в барах и ресторанах после девяти вечера и предписывающий всем барам закрыться в час ночи. Это вызвало бурную реакцию горожан и особенно владельцев баров. Идя им навстречу, мэр города в пятницу издал свое постановление, разрешающее работу баров и продажу алкоголя до 3.30 ночи. Понятно, что из двух одновременно действующих постановлений торговцы выбрали указание мэра. Однако, как показали дальнейшие события, даже в пол-четвертого ночи бары не закрылись. По телевидению показали репортаж, как в ночь с субботы на воскресенье толпы молодежи заполнили центр города и не думали расходиться до утра. В историческом центре Неаполя им на каждом шагу продавали дешевый алкоголь – от 1 до 3 евро за бокал вина или кружку пива. Сегодня административный суд Неаполя принял решение о немедленной приостановке постановления мэра города, так как оно может нанести существенный вред общественной безопасности и здоровью. Но мэр не собирается складывать оружие: он обратился в апелляционные инстанции.
Газеты уделяют большое внимание плачевному состоянию туристической отрасли в разных регионах Италии. Например, когда в начале эпидемии появились кадры поющих с балконов и из окон итальянцев, во Флоренции ничего такого не было. Каждая четвертая квартира в исторической части города сдается иностранным туристам через Airbnb, и теперь жилые дома в городе просто опустели. В масштабах трагедии муниципалитет смог убедиться, когда отправил добровольцев по квартирам раздавать бесплатные маски. Раздача не удалась: в подавляющем большинстве на звонок в дверь или домофон никто не ответил. Городские власти и раньше пытались бороться с короткими туристическими арендами: хозяева квартир (а у многих в собственности их было не одна и не две) взвинчивали цены, и сами флорентийцы, которым надо было снять квартиру, этого сделать не могли – не только из-за высоких цен, но и из-за отсутствия предложения. Однако теперь, когда масштаб бедствия стал ясен, власти намерены принять ряд городских законов, которые существенно осложнят жизнь частным арендодателям. Вернуть горожан в город, - такую амбициозную задачу сегодня поставил перед собой муниципалитет Флоренции. Впрочем, борьба с туризмом имеет и обратную сторону. Ежегодно город получает от арендодателей и гостиниц 49 миллионов евро туристического налога, еще 18 миллионов отчислялось от продажи билетов на туристические автобусы, 15 миллионов – от посещения музеев. Сейчас по всем трем позициям мы имеем твердый ноль. Мэр Флоренции Дарио Нарделла заговорил о том, что необходима амбициозная программа, которая освободит город от туристической зависимости. Он намерен привлекать в город, в том числе в его исторический центр, технологические и финансовые компании, освобождать от налогов стартапы и, наоборот, увеличивать налоговую нагрузку на владельцев недвижимости, «зараженных культурой пассивного дохода».
Несколько дней протестуют на улицах работники туристической отрасли Сорренто и Амальфианского побережья. Официанты, гиды, водители, рестораторы, бармены, работники гостиниц и пляжей, владельцы сдаваемых в аренду частных домов, у которых должен был в марте и апреле открыться туристический сезон, требуют от властей более решительной поддержки. Дело в том, что они сидят без всяких доходов фактически с октября прошлого года, когда завершился предыдущий сезон. Некоторые в прямом смысле слова голодают. В Сорренто сидят без зарплаты 13 тысяч сезонных работников, связанных с туризмом. Там 87% жителей так или иначе живут за счет туристического сектора. 5 июня многие из них поедут в Рим, чтобы там под окнами правительства устроить акцию протеста.